Возможности
 
  Интернет-курс "Программно-методические комплексы "1С" для психологов дошкольных учреждений"
 
  "1С:Психодиагностика образовательного учреждения" представляет собой инструментарий для проведения компьютерной психодиагностики детей и подростков, для сбора и консолидации результатов тестирования.
 
  В новый программный продукт включены все психодиагностические методики из решений "1С:Школьная психодиагностика. Базовая версия" и "1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия", которые в настоящее время внедрены и используются более чем в 3 000 образовательных учреждениях России, например:
 
   
    - 200 школ ЮЗАО Москвы автоматизированы с помощью программы "1С:Школьная психодиагностика" (г. Москва);
     
- внедрение программы "1С:Школьная психодиагностика" в ГОУ МО "Губернский профессиональный колледж" (г. Серпухов);
     
- социальный приют для детей "Надежда" использует программы "1С:Школьная психодиагностика", "1С:Дошкольная психодиагностика" (г. Красноярск);
     
- внедрение "1С:Дошкольная психодиагностика" в детском саде №16 "Кораблик" (г. Нижний Новгород);
     
- внедрение программного продукта "1С:Дошкольная психодиагностика" в МОУ Детский дом-школа Советского ГО (г. Калининград) и др.
     
Как и базовые версии, новый программный продукт "1С:Психодиагностика образовательного учреждения" разработан при поддержке группы ведущих психологов МГУ им М.В. Ломоносова под общим руководством доктора психологических наук, профессора А.Н. Гусева.
 
  Ключевые отличия нового программного продукта от базовых версий:
 
   
    - поддержка многопользовательской работы;
     
- открытый конструктор психодиагностических методик, обеспечивающий добавление в программу пользователями методик, используемых ими в практической работе;
     
- возможности для разработки (включая валидизацию) собственных методик;
     
- загрузка обезличенных результатов тестирования из базовых версий "1С:Школьная психодиагностика" и "1С:Дошкольная психодиагностика";
     
- обобщение данных тестирования учащихся и построение отчетов за район, округ, регион.
     
Таким образом, новый программный продукт дополняет линейку решений для специалистов-психологов.
 
  Программный продукт создан при поддержке "Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" в рамках НИОКР "Проектирование и исследование автоматизированной информационной системы компьютерной психодиагностики детей и подростков" в 2011-12 г.г.
 
  Для кого предназначен программный продукт
 
  Программа "1С:Психодиагностика образовательного учреждения" предназначена для использования в учреждениях системы образования и социальной защиты, таких как:
 
   
    - крупные (в штате есть несколько психологов) детские сады, школы и детские дома;
     
- центры социальной помощи семье и детям;
     
- центры медико-психолого-педагогической помощи;
     
- органы управления образованием и социальной защиты (департаменты, комитеты, региональные министерства образования и т.д.).
     
Примером использования является развертывание прототипа программного продукта в Юго-Западном окружном управлении образования Департамента образования города Москвы.
 
  Преимущества использования программы для пользователей
 
  Программа реализована при помощи новейших IT-технологий, разработанных фирмой "1С", а также лучших разработок ведущих специалистов в области психологии личности и возрастной психологии, что обеспечивает ряд преимуществ при ее использовании:
 
   
    - улучшение качества психологического сопровождения воспитательного процесса за счет применения современных и проверенных методик;
     
- повышение производительности труда психологов за счет ускорения обработки данных;
     
- снижение вероятности ошибок в результатах расчета психодиагностического исследования;
     
- автоматизация процесса написания психодиагностических заключений;
     
- соблюдение конфиденциальности психологической информации посредством разграничения прав доступа пользователей и паролем.
     
Комплект видео-уроков по работе с программой помогает ускорить ее освоение.
 
  Региональный проект
 
  Развертывание программы "1С:Психодиагностика образовательного учреждения" в масштабах региона или округа обеспечивает целый ряд дополнительных возможностей для обобщения и анализа данных психодиагностических исследований на основе консолидации результатов психологического тестирования.
 
  Таким образом, программа становится эффективным инструментом, обеспечивающим поддержку управленческих решений по совершенствованию ситуации в системе образования и социальной защиты.
 
  Краткое описание функциональных возможностей
 
   
    - Хранение информации о тестируемых, родителях, учителях в единой базе данных.
     
- Хранение результатов тестирования.
     
- Ведение истории работы психолога с тестируемым.
     
- Тестирование на любом компьютере при помощи проекторов. Поддерживаются батареи тестов.
     
- Ввод и обработка данных с бумажных бланков, сформированных в программе.
     
- Автоматический расчет результатов тестирования.
     
- Сравнение результатов тестирования отдельных тестируемых.
     
- Формирование выборок результатов тестирования: по классам (группам), полу, возрасту и так далее. Сравнение средних профилей выборок и отдельных результатов тестирования.
     
- Загрузка данных по учащимся и структуре учебного заведения из других программ, например, из "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ".
     
- Выгрузка заключений психолога в программу "Электронный паспорт здоровья школьника".
     
Кроме того, программа поддерживает ряд дополнительных возможностей:
 
   
    - Создание собственных тестов различной сложности, в том числе, тестов уровня Кеттелла (по сложности расчетов результатов) и Амтхауэра (сложность представления стимульного материала).
     
- Адаптация методик с учетом собранных результатов тестирования на основе методов математической статистике – расчета показателей описательной статистики, корреляций между шкалами и пунктами ответов и т.д.
     
- Учет образовательных учреждений и районов. Построение сводных аналитических отчетов по районам и учреждениям.
     
Методики, реализованные в программе
 
  Программа включает 50 методик, обеспечивающих оценку:
 
   
    - индивидуальных особенностей ребенка;
     
- уровня развития познавательной сферы (сенсорно-перцептивные процессы, внимание, память, мышление, воображение, креативность);
     
- готовности к школе;
     
- мотивационно-потребностной и смысловой сфер личности;
     
- социально-психологической адаптации в коллективе;
     
- детско-родительских отношений;
     
- различных аспектов девиантного поведения учащихся;
     
- уровня различных способностей и задатков. Программа поддерживает проведение профориентации и профконсультации.
     
Рекомендации по внедрению программы
 
  "1С:Психодиагностика образовательного учреждения" может быть внедрена:
 
   
    - в отдельном учреждении. Используется файловый или клиент-серверный варианты развертывания;
     
- в сети образовательных учреждений. Создается распределенная информационная база, в качестве узлов также используются информационные базы на основе конфигураций "1С:Школьная психодиагностика. Базовая версия" и "1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия".
     
Внедрение программы в отдельном учреждении целесообразно в том случае, если задача, стоящая перед клиентом, отвечает одному из перечисленных условий:
 
   
    - в учреждении работают несколько специалистов-психологов. Необходимо обеспечить совместную многопользовательскую работу в программе.
     
- психологи учреждения работают как со школьниками, так и с дошкольниками.
     
- психологам необходим функционал по реализации новых тестов в программе. Это может быть потребность в реализации собственных разработок, либо тестов, знакомых психологу из открытых источников.
     
- психологами учреждений востребованы возможности разработки собственных тестов и адаптации существующих методик: оценки нормальности распределения, выработки норм и т.п.
     
"1С:Психодиагностика образовательного учреждения" поддерживает реализацию масштабных проектов автоматизации работы специалистов-психологов на основе создания распределенной информационной базы. В качестве периферийных узлов могут выступать информационные базы с конфигурациями:
 
   
    - "1С:Школьная психодиагностика";
     
- "1С:Дошкольная психодиагностика".
     
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ 
 
  "1С:ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
 
  Учет структуры образовательных учреждений:
 
     
      - Учет образовательных учреждений.
       
- Учет районов, на территории которых находятся образовательные учреждения.
       
- Учет классов (групп) образовательных учреждений.
       
Учет тестируемых:
     
      - Детей, включая дополнительные возможности по ведению карточки социального педагога.
       
- Родителей и опекунов.
       
- Специалистов, работающих с детьми.
       
Разработка шкал:
     
      - С предусмотренной пользователем системой оценок.
       
- Интегральных (вторичных), расчет которых ведется на основании результатов по другим шкалам на основе произвольной формулы.
       
Разработка тестов:
     
      - Использующих одну или несколько шкал.
       
- Поддерживающих произвольное количество вопросов с ответами 9 различных типов (выбор одного варианта ответа, выбор нескольких вариантов ответа, открытый ответ и т.д.).
       
- Содержащих несколько разделов.
       
- Поддерживающих настройку представления заключения по тесту (отображать или не отображать диаграмму, время ответов на вопросы и т.д.).
       
- Учет норм и интервальных интерпретаций для тестов.
       
- Объединение тестов в батареи.
       
Различные режимы проведения тестирования:
     
      - В самой программе, в том числе, и по сети.
       
- При помощи проекторов, вне программы.
       
- На бумажных бланках, с последующим вводом в программу ответов тестируемых.
       
Анализ результатов тестирования:
     
      - Построение произвольных выборок результатов тестирования (по району, образовательному учреждению, классу, возрасту тестируемых и т.д.).
       
- Сравнение выборок и отдельных результатов тестирования.
       
Адаптация методик на основе расчета различных статистических показателей:
     
      - Описательной статистики распределения. Описательная статистика включает в себя среднее, дисперсию, асимметрию, ошибку асимметрии, эксцесса, ошибку экцесса.
       
- Нормальности распределения по критерию Хи-квадрат.
       
- Корреляцию Пирсона между шкалами опросника и оценку достоверности корреляции.
       
- Точечно-бисериальной корреляции для вариантов ответов теста.
       
- Корреляции балла по вопросу с результатом по шкале.
       
- Корреляции номера ответа с результатом по шкале.
       
- Показателя альфа-Кронбаха для определения внутренней согласованности пунктов теста.
       
Учет работы (согласно приказу Минобразования России от 01.03.2004 № 945. "О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений" и инструктивному письму Минобразования России от 24.12.01 № 29/1886-6. "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения)":
   
    
 
      - Ведение списков видов работы.
       
- Фиксация проделанной работы в программе.
       
- Подготовка отчетной документации о проделанной работе.
       
Настройка и администрирование программы:
     
      - Создание распределенной информационной базы данных, в том числе с узлами в виде информационных баз базовых версий ("1С:Школьная психодиагностика" и "1С:Дошкольная психодиагностика ").
       
- Интеграция с программными продуктами "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" и "Электронная карта здоровья школьника".
       
- Возможности "1С:Библиотеки стандартных подсистем 8.2" (БСП) по использованию дополнительных отчетов и обработок, формированию печатных форм, групповому изменению объектов, поддержки напоминаний пользователя и т.д.
       
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИК, РЕАЛИЗОВАННЫХ В ПРОГРАММЕ 
 
  "1С:ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
 
     
      - Активизирующая профориентационная методика Н.Н. Пряжникова "Будь готов".
       
- Диагностика состояния агрессии (Опросник А. Басса - А. Дарки).
       
- Диагностика школьной тревожности (Школьная тревожность) E. Амен.
       
- Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников "Рисунок "Я в школе".
       
- Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников "Беседа о школе" (по методике Т.А. Нежновой).
       
- Карта экспертной оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (модифицированный Курганским Н.С. вариант опросника САН).
       
- Карта экспертной оценки социально-психологической адаптации ребенка к школе (Карта Стотта).
       
- Методика "Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) Е.А. Климова.
       
- Методика "Направленность личности в общении (НЛО)" С.Л. Братченко.
       
- Методика "Проба на произвольность" (модификация методики "Графический диктант" Д.Б. Эльконина).
       
- Методика "Тест руки" Э. Вагнера.
       
- Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках".
       
- Методика диагностики поведенческих проявлений темперамента (Опросник А.Томаса и С.Чесса).
       
- Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА К. Роджерса и Р. Даймонда.)
       
- Методика диагностики уровня развития наглядно-образного мышления "Полянки".
       
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Опросник Филлипса).
       
- Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (модифицированая А.М. Прихожан).
       
- Методика изучения мотивации учения.
       
- Методика исследования мотивационных установок "Пословицы" (Методика "Пословицы").
       
- Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (Исследование самоотношения).
       
- Методика определения мотивов учения старших дошкольников (по методике М.Р. Гинзбург).
       
- Методика определения преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу (по методике М.В.Матюхиной).
       
- Методика определения силы выраженности учебного мотива (Методика "Расписание").
       
- Методика определения стратегий поведения в конфликте К. Томаса (Опросник Томаса).
       
- Методика определения уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности "раскрашивание кружков".
       
- Методика оценки функций контроля и рабочей памяти "Сердечки и цветочки".
       
- Опросник "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) для родителей детей от 3 до 10 лет (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис).
       
- Опросник "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) для родителей детей от 11 лет до 21 года (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис).
       
- Опросник "Якоря карьеры" Э. Шейна.
       
- Опросник для воспитателя: отношение ребенка к сверстникам.
       
- Опросник для воспитателя: отношение ребенка к чужому взрослому.
       
- Опросник для воспитателя: проявление агрессии у детей.
       
- Опросник для измерения толерантности.
       
- Опросник жалоб ребенка (Hock K., Hess H., Schwarz E.).
       
- Опросник креативности Д. Джонсона.
       
- Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО).
       
- Психолого-педагогическая характеристика ребенка.
       
- Субтест "Необычное использование" (из батареи Е. Торренса для диагностики креативности).
       
- Тест "Склонность к риску" Г. Шуберта (Склонность к риску Г. Шуберта).
       
- Тест эгоцентрических ассоциаций (ТЭА).
       
- Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
       
- Ценностный опросник С. Шварца.
       
- Шкала самооценки тревожности Ч. Спилбергера - Ю.Л. Ханина (Опросник Ч. Спилбергера - Ю.Л. Ханина).
       
- Шкала оценок для измерения реактивности методика Я. Стреляу для изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся (Шкала Стреляу).
       
- Экспресс-опросник "Индекс толерантности".